МКОУ СОШ-ЭКЦ №10

678186, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, с. Сюльдюкар, ул. 50 лет Победы, 3

ПАРТА ГЕРОЯ

Лукин Василий Капитонович

(12.03.1932-23.06.2016 гг.)

ДОСТИЖЕНИЯ:

  • Кавалер ордена Трудового Красного Знамени;
  • Отличник просвещения РСФСР;
  • Делегат пятого съезда учителей республики;
  • Ветеран алмазодобывающей промышленности;
  • Отличник народного просвещения;
  • Ветеран труда;
  • Награжден юбилейной медалью «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.»
  • Награжден юбилейной медалью «60 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.»
  • Юбилейный знак Республики Саха (Якутия) «Ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Награжден юбилейной медалью «65 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.»
  • Награжден юбилейной медалью «70 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.»
  • Удостоверение ЦК КПРФ награждает памятной медалью «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
  • Награжден медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. «
  • Награжден юбилейной медалью «80 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Награжден юбилейной медалью «80 ЛЕТ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР»
  • Награжден юбилейной медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА»
  • Удостоверение «Почетный гражданин с. Сюльдюкар Садынского национального наслега Мирнинского улуса»

Звания и награды 


Учитель с большой буквы
 

Работа Третьяковой Зои

      Человек творит для детей, оставляет свой след на земле. Мы думаем,   что у каждого человека есть своя тропинка, которая начинается с семьи, школы, тропинка жизни, которая  соткана из добра и зла. И он, человек, рождается на свет для того, чтобы оставить свой след на земле.

      Таким интересным человеком был старший учитель, которого мы знали с детства,  учитель наших родителей. Это Василий Капитонович Лукин.

         Лукин Василий Капитонович — старейший учитель школы №10, всю свою долгую жизнь, сердце и душу посвятил воспитанию и обучению подрастающего поколения и являлся примером бескорыстного служения своему делу.

      Василий Капитонович в село Сюльдюкар приехал из Вилюйского района в 1960 году,  работал директором  Сюльдюкарской малокомплектной  школы до 1968 года.  За годы работы в начальных малокомплектных классах у него вырабатывалась  своя система работы,  на основе совершенствования и  рационального сочетания форм, методов и средств обучения. Постоянно добивался хороших результатов  на каждом уроке. Постоянно делился опытом своей работы со своими коллегами. От природы добрый:  всегда старался находить у своих коллег что-то новейшее, интересное, превыше всего ценил качество работы.

        Василий Капитонович  в совершенстве  владел методикой индивидуального подхода к  учащимся, проводил уроки на высоком идейно —  теоретическом и методическом уровне. Как учитель начальных классов в течение 55 лет  безвыездно жил в Мирнинском районе в селе Сюльдюкар, полюбил этот тихий уголок  земли, нашел общий язык с  жителями  села. Через его волшебные руки  прошли почти все жители села, многие получили среднее профессиональное и высшее  образование. Он всю свою жизнь посвятил обучению якутских, эвенкийских детей родному языку, природоведению. В те годы проблема обучения якутских детей родному и русскому языку особенно остро стояла, она актуальна и сегодня, т.к. в школу каждый год приходят новые и новые дети.  Говорят, что самый трудный язык- это якутский язык, он занимает в мире 2 место после китайского языка. Характерно,  что у якутского языка 8 падежей, а у китайского языка 10000 знаков и иероглифов. Василия Капитоновича часто приглашали на семинары  в Якутск, где Парфений Никитич Самсонов  проводил занятие на семинарах, делал акцент на значимость изучения якутского языка через чтение книг. Парфений Никитич Самсонов, одной из главных задач  школьного учителя, считал обучение  ребят,  пробуждение их интереса к знаниям через книги.

       Многолетний опыт работы Василия Капитоновича доказал, что чем больше читают, интересуются, тем увлекательнее  становится учиться, легче овладевают основами наук.

      В последние годы видеотехника, телевидение, компьютер вытеснили из жизни наших учеников самое бесценное, благородное и обогащающее  внутренний мир ребенка чудо — чудо общения  с книгой. Многие говорят, что в наше время по компьютеру можно все прочитать, узнать, это быстро и удобно, но человек испытывает наслаждение от чтения хорошей книги — это только книголюб поймет.

     Сила хорошей книги —  в обогащении кругозора человека, а компьютеры и человек две разные материи, нет никакой связи. Василий Капитонович, будучи слушателем Парфения Никитича, всегда уделял особое внимание, работе с книгой, технике чтения, ведь он «воспитал себя через общение с книгой», сейчас многие учителя не скрывают, что чтение — это проблема №1 в преподавании в школе.

     За заслуги в области образования В.К. Лукина Родина наградила орденом «Трудового Красного  знамени», являлся отличником просвещения российской федерации. Был награжден медалями и  грамотами.

        Коллеги, ученики и их родители  с теплотой относились к старшему учителю, как об очень яркой личности, настоящем человеке, Учителю с большой буквы. Спрашивали, как ему живется в трудные времена, в чем нуждается уважаемый всеми старый учитель.

     В молодые годы он неоднократно избирался депутатом сельского совета,  работал пропагандистом и секретарем первичной партийной организации, общественным лектором. Руководил методическим объединением родной школы. Как наставник молодых педагогов, он щедро делился своими методическими находками, опытом работы, интересовался жизнью школы и села.

      В течение двадцати лет Василий Капитонович исследовал и изучил трудовой подвиг местного населения в открытии  первых  алмазов в Якутии. Жители села Сюльдюкар  помогали начальникам экспедиций, геологам преодолеть трудности. Василий Капитонович собирал документы, справки, письма каюров- проводников, историю геологической экспедиции 128 партии. Написал книгу «Участие жителей села Сюльдюкар Садынского эвенкийского наслега в открытии якутских алмазов». По списку автора, участвовало всего 106 человек. Они работали каюрами – проводниками, разнорабочими экспедиций, оказывали всестороннюю помощь, где руководителями были такие известные люди, как Г.К. Файнштейн, С.М. Журавлев, Ю.И. Хабардин.

       Василий Капитонович  подчеркнул в своей книге о трудовом подвиге Сюльдюкарцев в далекие послевоенные 1949- 1956 годы. Они  активно принимали участие во имя укрепления и развития экономики нашей северной республики, во славу его процветания. В книге рассматривается о том, с какой доброжелательностью и гостеприимством встретило коренное население таежных селений, жители Садынского наслега разведчиков алмаза, как местные жители овладели новыми профессиями, стали проходчиками, промывальщиками,  осадчиками, лаборантами. С развитием алмазной промышленности Садынский наслег стал развиваться, появилось новая техника, трактора, дизельные машины, построены новые дома, школа, детсад, больница, общежитии и т.д.

        Его книга стала, как бы настольной книгой местных жителей. Он подчеркнул, что эта книга, как вечная память о первопроходцах тайги, останется детям и внукам, и поможет познанию в изучении родного края, так как  жизнь первопроходцев прожита не зря и прочно вошла в историю нашей Республики, примером для всех. Он написал воспоминания о детстве, книгу « Вехи жизни» о своем отце — солдате Великой Отечественной войны, как отец воспитывал его, перенося тяготы жизни, ведь у них не было матери.

       Василий Капитонович с горечью вспоминал свое детство. Как ветеран тыла, всю жизнь страдал от того, что не играл в детстве, в годы войны. Ему некогда было наблюдать за изменением природы, климата, зеленью душистой тайги, разноцветьем полей, пением птиц.

      Его родители с утра до вечера пропадали  на колхозных полях, в домах часто оставались маленькие дети. Нищета и голод были частыми спутниками жизни. Не замечали голодные дети красивые вечерние закаты, синеву неба, зеркальную гладь озера.

       Вспоминал старый учитель, когда пуночки скапливались большими стаями на хлебных  гумнах, сеновалах, в день ставили на них петли из конского волоса и таким образом ловили их и варили их в котелках, прямо на гумнах и съедали, и  всюду раздавался их веселый радостный смех, иногда огорчение, если петли не были задеты.

       Вот так жил рядом с нами старый учитель и не считал себя лишним ненужным в обществе людей. Будучи коммунистом, он как и другие учителя- коммунисты никогда не бывал, на плохом счету в селе, вообще в республике. Каждый день слушал радио и был в курсе всех политических дел страны, мира.

      Жил на земле старый учитель- педагог с большой буквы. Его жизненное кредо — это трудолюбие, высокая педагогическая культура, стремление к творчеству поиску. 

       Мы, сегодня, с уважением относимся к старому учителю, ведь он учил наших  родителей  ценить жизнь, радоваться каждому прожитому дню. Человек с кристально чистой душой, являлся и является сегодня примером всеобщего уважения, почитания и любви.

 

Фотографии из жизни

Василий Капитонович с женой Людмилой Михайловной

Фотография сделанная во вовремя урока 

Василий Капитонович с делегацией

Его книга «Участие жителей села Сюльдюкар Садынского эвенкийского наслега в открытии якутских алмазов»

 

ПАРТА ГЕРОЯ в нашей школе

 

 

 

 

 

 

Крылыков Михаил Трофимович

(Родился в 1940 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОСТИЖЕНИЯ:

  • Заслуженный работник образования РС (Я)
  • Награжден знаком отличия РС (Я) “Гражданский доблесть”
  • Отличник образования РС (Я)
  • Почетный ветеран системы образования РС (Я)
  • Ветеран алмазодобывающей промышленности РС (Я)
  • Ветеран труда
  • Почетный гражданин с.Сюльдюкар.
«Люди Алмазного края РС (Я)»

За вклад в социальное экономическое развитие.

Нагрудной знак за заслуги в развитии вольной борьбы в РС (Я)

 

Памятная медаль  «Дети войны»ЦК КПРФ
Значок «Отличник образования РС (Я)»
Памятная медаль  «В честь 50-летия города Мирный»
Удостоверение «Ветеран труда РС (Я)
Почетное звание  «Заслуженный работник образования РС (Я)

 

Удостоверение депутата Садынского наслежного Совета на выборах

 

Знак отличия РС (Я) «Гражданская доблесть»
Нагрудной знак «Почетный ветеран системы образования РС (Я)»
Удостоверение о занесении в Книгу Почета с. Сюльдюкар МО «Садынский национальный эвенкийский наслег»
Удостоверении об избрании депутатом Садынского наслежного совета на выборах
Грамота за многолетний и добросовестный труд, профессионализм, личный вклад в развитии системы образования Мирнинского района
Удостоверение МО «Садынский эвенкийский  наслег » — «Дети победы 75»

 

 

Крылыков Михаил Трофимович

 Родился 26 октября 1940 года в селе Таас-Юрях Мирнинского района ЯАССР. В 1961г. после окончания Сунтарской средней школы отслужил в рядах Советской армии. После службы в армии в 1964 году поступил на работу в Ботуобинскую геологическую экспедицию. В 1967 году поступил на географический факультет ЯГУ на заочное отделение. С этого года поступил  в Садынскую восьмилетнюю школу №10 работать учителем физкультуры и трудового обучения, с 1973 года начал работать учителем географии. С 1975 по 2012 год работал  директором школы.

Михаил Трофимович был одним из лучших директоров в районе с многолетним опытом работы. Энергичный, деятельный, хорошо образованный и любящий свое дело, хороший  организатор, умеющий окружить себя подходящим персоналом сотрудников. Умело руководил коллективом, понимал тончайшие детали педагогического процесса, владел  умением убеждать.  Знающий, опытный педагог и психолог, умело направлял работу педагогического коллектива на достижение общей цели, пробуждал в коллективе искру творчества, интерес к поиску и анализу собственной работы. Управленческую деятельность строил на основе взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Под его руководством проводилась целенаправленная работа по формированию у детей бережного отношения к истории, культуре и традициям эвенкийского народа. Школа получила статус  этнокультурного центра по возрождению и сохранению культуры народов Севера. В 1996 году при школе создан этнографический музей «Садын»,  где хранятся уникальные экспонаты по истории и этнографии Садынского наслега, воспоминания старожилов. В республиканском смотре-триеннале школьных музеев этнографический музей занял 3 место. На базе музея проводятся уроки национальной культуры, истории, классные часы, встречи с ветеранами тыла и труда и другие мероприятия. С 2003 года школе присвоен статус республиканской экспериментальной площадки для реализации проекта «Обновление  уклада школьной жизни на народных традициях и обычаях в школе-этнокультурном центре. В 2006 году за реализацию инновационных проектов школа стала обладателем Гранта Президента Республики Саха (Якутия). В   школе создан фольклорный ансамбль «Дылачакан», дипломант V  Межрегионального конкурса детского творчества «Сияние Севера» в Москве в 2006 году. В июле 2008 года в городе Мирный на республиканском конкурсе   «Полярная звезда» ансамбль занял  2-е место по 5 номинациям. По итогам этого конкурса в 2009 году в городе Москва принимали участие в Международном конкурсе-фестивале ЮНЕСКО «Открытая Европа» и заняли 3 место в номинации «Фольклор».

Михаил Трофимович был  организатором эколого-краеведческих экспедиций по местам поисков первых якутских алмазов по маршруту – Сюльдюкар – Соколиная, Сюльдюкар – до устья Большой Ботуобии, Сюльдюкар – Малая Ботуобия до трубки «Мир». Проводил целенаправленную работу по привитию у учащихся интереса к истории алмазодобывающей промышленности в Мирнинском районе.

Отец четверых детей, все с высшим образованием, любимый дед девятерых внуков. За достойное воспитание детей Михаил Трофимович удостоен знаком «Ытык а5а».

Многолетний добросовестный труд педагога отмечен Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, Министерства образования РС(Я), РФ,  знаком «Отличник образования РС(Я)», почетным званием «Заслуженный работник образования РС(Я)», ветеран алмазодобывающей промышленности, ветеран труда.

 

Дата обновления страницы: 19.02.2022

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?